Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

(наименование дополнено с 18 марта 1999 года Федеральным законом от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

1. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (часть в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2006 года Федеральным законом от 3 апреля 2006 года N 46-ФЗ.

2. Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.

3. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

4. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

5. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

6. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

7. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

Комментарий к статье 77 УИК РФ

1. Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий.

2. Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит: а) осуждение к лишению свободы впервые; б) срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет; в) вид исправительного учреждения - исправительная колония общего режима. Наличие перечисленных обстоятельств в определенной мере свидетельствует о том, что осужденный не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме.

3. Вторым условием оставления осужденного в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осужденного обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осужденного без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осужденный, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет свое решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

4. Третье условие оставления осужденного в следственном изоляторе или тюрьме - необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осужденных к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осужденные за особо тяжкие преступления и переведенные из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения.

5. Четвертым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осужденный находился именно в том следственном изоляторе, где остается для отбывания наказания.

6. Необходимо отметить, что оставление осужденных на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно.

7. Характер поведения осужденного в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осужденных. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осужденных, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.

8. Решение об оставлении осужденного для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осужденного.

9. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осужденных.

10. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

11. Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется ст. ст. 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).

Консультации и комментарии юристов по ст 77 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 77 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.