Статья 21. Ведомственный контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 21 УИК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает, что ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. В связи с тем что в настоящее время функцию исполнения наказаний в разном объеме реализуют различные административные ведомства, контрольные полномочия сосредоточены в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний.

Контроль за исполнением уголовных наказаний военнослужащих в пределах своей компетенции осуществляют командование соединений и объединений, руководящий состав Министерства обороны РФ.

Деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению наказания в виде штрафа прежде всего контролирует руководство ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляют Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы.

Подведомственность указанных Федеральных служб Министерству юстиции РФ предполагает правомочия последнего по реализации в пределах своей компетенции функции контроля в отношении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и судебных приставов-исполнителей.

Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

2. Контрольные полномочия Минюста России в сфере исполнения уголовных наказаний установлены Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", а также ведомственными нормативными правовыми актами.

В частности, п. 8.15 Регламента Министерства юстиции РФ, утвержденного Приказом от 26 декабря 2005 г. N 252, определяет, что порядок организации плановых проверок деятельности Федеральной службы, проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения указанного органа и должностных лиц, а также порядок отмены противоречащих федеральному законодательству решений федеральных служб, если иной порядок не установлен федеральным законом, устанавливается актами Минюста России.

В настоящее время порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентирован Инструкцией об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений, утвержденной Приказом Минюста России от 26 июня 2007 г. N 132.

Данная Инструкция устанавливает цели, задачи, виды и порядок проведения комплекса мероприятий по изучению, анализу и оценке результатов деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний, ее территориальных органов и учреждений.

Основными формами ведомственного контроля в Инструкции определены плановые и внеплановые проверки.

Целью проверок являются изучение, анализ, оценка результатов деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а также совершенствование и повышение ее эффективности.

Основные задачи проверок: 1) определение соответствия деятельности центрального аппарата ФСИН России, ее территориального органа, учреждения положениям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и распоряжений Минюста России; 2) выявление недостатков, нарушений и упущений в деятельности проверяемых органов и учреждений, определение причин их возникновения, а также мер, направленных на их устранение; 3) изучение, обобщение и распространение положительного опыта прогрессивных форм и методов деятельности; 4) оказание методической и практической помощи в повышении эффективности служебной деятельности.

Проверки проводятся федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений центрального аппарата Минюста России и управлений Минюста России по федеральным округам.

3. Внутриведомственный контроль за учреждениями уголовно-исполнительной системы осуществляют Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы (главные управления (управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам Российской Федерации - далее ГУ(У) ФСИН России). В предмет внутриведомственного контроля, в отличие от предметного содержания контрольной деятельности других органов государственной власти, входят все направления функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации задач, поставленных в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний.

Систему внутриведомственного контроля возглавляет директор ФСИН России, осуществляющий комплексный контроль, и его заместители, в компетенцию которых входит контроль в соответствии с распределением обязанностей по руководству (функциональный контроль). На региональном уровне аналогичные функции осуществляют начальники главных управлений (управлений) и их заместители.

Внутриведомственный контроль осуществляется в иерархическом порядке и присущ всем должностным лицам центрального и территориальных аппаратов ФСИН России, поскольку является органической частью их служебной деятельности. Он проводится в отношении сотрудников подчиненных органов и учреждений в рамках компетенции соответствующих управлений, отделов, служб. Так, контроль за обеспечением правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, осуществляется сотрудниками управления охраны, оперативного управления, управления безопасности и др. Для этого осуществляется постоянный мониторинг оперативной обстановки в учреждениях, исполняющих наказания, через систему дежурных частей, проводятся служебные проверки случаев чрезвычайных происшествий, имеющих серьезные негативные последствия и резко осложнивших оперативную обстановку, устанавливаются и анализируются их причины, вырабатываются меры по предотвращению подобных случаев.

Специальным подразделением, в функции которого входит осуществление непосредственного контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также координация работы центрального аппарата в этом направлении, является организационно-инспекторское управление ФСИН России.

Консультации и комментарии юристов по ст 21 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 21 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.